09.06.2021
Одним из главных преимуществ МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска» как успешного предприятия жизнеобеспечения является квалифицированный персонал. Это внутренний фактор эффективного выполнения поставленных задач по надежному и качественному снабжению потребителей водой, светом и теплом, его главный ресурс.
Но что делать в ситуации, когда возможности набора «готовых» работников на рабочие специальности сократились? Что особенно остро ощущается в условиях «кадрового голода». Как ликвидировать дефицит «синих воротничков»?
«Руководство нашего предприятия приняло решение обучать людей самостоятельно, непосредственно на рабочих местах, – говорит начальник отдела кадров Ольга Александрова. – При этом эффективным такое обучение стало во многом именно за счет привлечения наставников: введение новичка в специальность и обучение непосредственно на рабочем месте осуществляется силами другого, более опытного работника, имеющего такую же специальность».
Главный «плюс» системы наставничества – в том, что квалифицированный мастер может передать ученику знания о специфике работы на конкретном рабочем месте, все тонкости и нюансы, с которыми он хорошо знаком. Советом, личным примером или как-то еще ментор передает подопечному свой опыт.
Так, например, слесарь аварийно-восстановительных работ 5 разряда канализационного участка Цеха по ремонту и обслуживанию водопроводно-канализационных сетей и насосных станций Владимир Алексеев щедро делится своими знаниями, навыками и умениями с молодыми специалистами, помогая им приобрести необходимую компетенцию. За 39 лет на предприятии он «воспитал» с десяток высококлассных слесарей аварийно-восстановительных работ канализационного участка. В настоящее время он помогает адаптироваться и быстрее овладеть необходимой компетенцией слесарю аварийно-восстановительных работ 3 разряда Сергею Николаеву.
«Личный пример – один из самых действенных методов обучения, на мой взгляд. К нам приходят и новички, и теоретически подготовленные специалисты, и имеющие опыт работы на подобных должностях мастера своего дела. Тем не менее, им всем необходима адаптация, которая бы настраивала их на эффективную работу. Как показывает мой личный опыт, в процессе нашей совместной работы, обучения, наставления «молодые» кадры вливаются в коллектив и в работу быстрее и успешнее», – делится Владимир Алексеев.
«Я считаю, мне повезло. Чувствуется поддержка, когда тебя не встречают по принципу «Вот твое рабочее место – дальше сам». Такое сопровождение «новичков» помогает быстрее освоиться и, конечно, положительно влияет на результаты моей работы. Опытный наставник предостерегает от серьезных промахов, это помогает чувствовать себя спокойно и уверенно», – отмечает Сергей Николаев.
В целом, на нашем предприятии много достойных наставников, поэтому новым работникам, молодым специалистам есть у кого учиться и с кого брать пример. В свою очередь, и наставник в результате передачи своего богатого опыта имеет возможность получить материальное и моральное поощрения – их портреты висят на Доске Почета, они пользуются заслуженным авторитетом, выдвигаются руководством на награждения. А предприятие получает мощный ресурс: высококвалифицированный персонал. Таким образом, в выигрыше остаются все.
К слову, МУП «КС г. Новочебоксарска» второй год подряд принимает активное участие в республиканском конкурсе среди организаций на лучшую практику наставничества. В прошлом году два работника предприятия – мастер службы эксплуатации и ремонта оборудования тепловых сетей Игорь Руссаков и электрослесарь по ремонту электрических машин и оборудования электросетей Викентий Марков были удостоены Благодарности Администрации Главы Чувашской Республики за достигнутые успехи в осуществлении наставничества. А предприятию был вручен сертификат участника, подписанный Главой Чувашии Олегом Николаевым. Он стал стимулом и программой для наращивания работы по подбору, расстановке и воспитанию кадров, особенно актуальной и злободневной в условиях дефицита «синих воротничков».